Distortion - журнал о музыке и искусстве » Интервью » Порнофильмы: «Мы не планировали записать EP»

Back to TOP
Порнофильмы: «Мы не планировали записать EP»
Порнофильмы: «Мы не планировали записать EP»

Никогда не знаешь, что случится с тобой через год, через месяц, завтра. Если ты музыкант, то чаще всего тебе трудно предсказать тематику следующего альбома. Не говоря уж о том, как сильно может измениться в процессе записи и нынешний релиз. О непредсказуемости творческого процесса, любви и романтике, развитии и экспериментах рассказал вокалист группы «Порнофильмы» Володя Котляров.


Здравствуйте! 2015 год для «Порнофильмов» начался с выхода электрической версии песни «Мы вам не верим». Неужели группу больше не устраивает первоначальное звучание трека?

Здравствуйте! Эта песня особенная. Она была написана стихийно, на эмоциях. Это реакция на печально известные всем нам события. Она родилась тогда, когда альбом «Молодость и Панк-Рок» был уже на финальной стадии – стадии сведения. В последний момент мы почувствовали категорическую необходимость включить эту песню в новую пластинку. Правильнее даже стоит говорить, что эту необходимость продиктовал нам сам альбом. До релиза оставалось всего 2 дня. Времени катастрофически не хватало. Мы сочли песню «Мы вам не верим!» в достаточной степени сильной и самодостаточной для того, чтобы записать её просто под акустические гитары ради того, чтобы она заняла своё законное место в альбоме и стала его достойным финалом. Записали всё буквально за один вечер. Закончили сведение за 15 минут до того, как выложили «Молодость» в интернет. Отсюда и экспериментальное, совершенно не типичное для «фильмов» звучание. Осознание, что «Мы вам не верим» одна из сильнейших песен альбома, пришло уже позже, когда мы увидели, как люди начали разбирать её на цитаты. Тогда же встал вопрос, как её исполнять на концертах. Дело в том, что мы принципиально долгое время не играли медляков, делая акцент на скоростные и напористые композиции. Сомнения отпали сами собой, когда мы без репетиций решили спонтанно сыграть её на нашем первом сольном концерте в Москве. Весь зал знал слова. Люди перекрикивали барабаны и гитары. Под впечатлением от всего этого, уже никуда не торопясь, в спокойной обстановке, мы всё-таки решили оформить эту песню в том виде, в котором она с тех пор исполняется на концертах. Запись и сведение мы закончили как раз к новому году. Такая вот история.

Будете ли придавать новые аранжировки и другим уже написанным песням?

Скорее всего, нет. Мы пробовали переписывать старые, кажущиеся нам неудачно записанными, песни. Слушатели все-таки любят то, к чему они уже успели привыкнуть. На наш взгляд, лишь вышеупомянутая песня «Мы вам не верим!» получилась лучше своей первой версии. Судя по отзывам, наша публика считает также. Вообще перезапись этой песни, как я уже рассказал, было скорее исключением. У нас в запасе еще очень много нереализованных идей. Переписывание старых песен – это топтание на месте. Мы всё же настроены в ближайшие годы на движение вперед и вверх. На что потратить драгоценное время – на перезапись старого или на создание нового? Мы выбираем второй вариант.

Скоро выйдет EP, песни в котором будут жизнеутверждающими. Хотите подбодрить людей, отвлечь от проблем, упомянутых в предыдущих ваших релизах?

Проблемы были, есть и останутся всегда! Мы попадаем в этот мир, чтобы учиться жить. Обучение может происходить только в раздражающей среде. В комфорте человек не развивается. Зачем что-то делать, если и так хорошо? Зачем о чем-то думать? Лишь преодолевая трудности мы получаем опыт, учимся чему-то, становимся лучше. Проблемы, упоминаемые нами в песнях, никуда не делись и не денутся сами собой. Мы не хотим отвлечь от них, призвать от них отстраниться и забыться. Мы хотим мотивировать решать их, перешагивать через них, преодолевать и развиваться. В этом и заключен жизнеутверждающий мотив нашего нового мини-альбома.

Почему вы решили поэкспериментировать со смысловой составляющей песен?

Как сказал мой друг Толя из группы «Операция Пластилин»: «Группа либо развивается, либо сгнивает и распадается». Чтобы не загнить, нужно двигаться вперед. Вообще эти слова актуальны и для жизни в целом. Развитие группы, которая не собирается распадаться, неизбежно. Сами собой появляются новые аранжировки, меняется звук. Кроме этого, каждый из нас всегда открыт к новой информации и постоянно в поиске. Я, например, меняясь как человек, накапливая опыт, меняюсь и как поэт. Меняются и мои стихи, меняется месседж, который я вкладываю. Если все эти факты рассматривать в рамках творчества «фильмов», а в частности, в рамках нового мини-альбома, то произошло примерно следующее. В предыдущих альбомах мы говорим о политике, мы говорим о проблемах, мы говорим о нашем отношении к ним. В нашей новой работе вся эта политика, все эти проблемы по-прежнему остаются, но перестают быть фокусом внимания слушателя, а становятся декорациями, на фоне которых появляется новый фокус – любовь. Любовь некоего лирического героя. Теперь это не просто описание декораций. Теперь это действие на фоне декораций. Картинка из двухмерной превращается в трехмерную.

Наверное, от «самой политизированной группы России» непривычнее всего ожидать «налет романтики»…

Возможно. Но у нашего творчества появляются все новые и новые грани по мере развития группы. Обнажая эти грани перед слушателем и перед самими собой, мы раздвигаем рамки и повышаем себе планку. Мы одна из самых политизированных групп в стране не потому, что нашей задачей было стать самой политизированной группой. А потому, что мы хотим говорить и петь о том, о чем думаем мы, о чем думают наши друзья и знакомые и о чем, как выяснилось, думают многие люди в разных далеких городах. Мы стали говорить о том, о чем почему-то другие упорно молчат, и невольно стали носителями ярлыка «самая политизированная группа». Посмотрим на классику американской панк-сцены – далеко ходить не надо: Dead Kennedys, Bad Religion, Anti-Flag и другие. Переведите на русский язык их тексты. Особенно песни «Мертвых Кеннеди». Вот он - пример того самого панк-рока, которого так не хватает в России. А по поводу романтики? Повторюсь, новая пластинка – всего лишь еще одна наша грань. Это вовсе не означает, что мы переключимся и нырнем с головой в какой-нибудь поп-рок. Это творческий поиск, свободный полет мысли. Да и вообще слово «романтика» - слишком абстрактно, под ту категорию можно отнести все что угодно.

Порнофильмы: «Мы не планировали записать EP»


В марте в Москве (https://vk.com/punkstihi) и Санкт-Петербурге (https://vk.com/punkstihi_spb) пройдут вечера актуальной панк-поэзии. Расскажите о них подробнее: как пришла идея о проведении такого рода мероприятий, выбраны ли уже стихотворения, которые будут прочитанными?

Давно хотел попробовать почитать стихи публично. В последнее время появилась аудитория, которой это интересно. Я подумал: « Почему бы и нет?». Наш хороший друг и талантливый организатор, Евгений Соловьев, решил всё это дело реализовать. Вообще, это его идея. Я ждал подходящего момента для чтений, потому как у меня накопилось много новых стихов. И вот Женя предложил, а я, не раздумывая, согласился. Пока я немного абстрактно представляю, как это будет проходить у меня. Скорее всего, в какой-то свободной форме. Прочитаю цикл новых стихотворений, а также сыграю n-ное количество песен под гитару. Думаю, это будут как песни «фильмов», так и некоторые мои новые, либо старые, но не вошедшие в репертуар группы по причине того, что они слишком личные.

КняZz в недавнем интервью рассказал, что написание текстов песен проходит в 3 этапа: поиск идеи, её изложение в стихах, редактирование. Как это процесс происходит у вас?

Как ни странно, и у меня это происходит подобным образом. Если вдаваться в подробности, то вот как. Обычно, все время, пока я не сплю, пребываю в поиске. Чем бы я ни занимался, где бы ни находился, в голове постоянно перебираю слова, сочетания слов, рифмы, мелькают какие-то образы. То, что мне кажется удачным, записываю. Или делаю пометки. Иногда зарисовываю образ схематично. Как правило, в результате подобного поиска либо ко мне неожиданно приходит интересная идея, которая ложится в основу новой песни, либо рождаются фрагменты и недостающие части для ранее появившихся идей. Часто я работаю параллельно сразу над несколькими песнями. Слова, идеи и образы не появляются, если просто сидеть в пустой комнате и ждать, когда же из этого родится новая песня. Нужна пища для ума, нужен новый прожитый опыт, нужны новые впечатления, новые эмоции, новые места, новые люди, общение. Все, что, так или иначе, катализирует этот процесс. Цепную реакцию в голове может запустить абсолютно все – увиденный фрагмент передачи или фильма по тв, чье-то случайно сказанное слово, пейзажи за окном автобуса, газетный заголовок. Любая информация. Когда у тебя появилась идея, ты уже заранее знаешь, о чем будет новая песня. В ней еще нет слов, ты её только чувствуешь. Ты чувствуешь её атмосферу, её настроение, ты знаешь, о чем она, у тебя есть какой-то мотив, который крутится в голове. И ты примеряешь к нему то или иное слово, фразу, набор звуков. Когда слово подошло, встало на свое место, появляется ощущение, которое нельзя ни с чем спутать. Ощущение, что по-другому тут и не спеть, что слово на своем месте. Или не слово, а набор звуков каких-то, под которые потом подбирается созвучное слово. Постепенно этот мотив, обретает форму, слова, как пазлы, встают на свои места. Иногда я придумываю, но не записываю. Жду. Если на следующий день забыл, значит, все было не на месте. Если какие-то слова по-прежнему в памяти, значит они на месте. Потом записываю. У меня много всяких техник написания, собственных правил и заморочек. У каждого поэта они свои. Потом я подбираю под мотив нехитрый аккомпанемент, пробую это петь, что-то шлифуется, редактируется незначительно. Потом откладываю песню, отдыхаю от неё. Если через месяц-два они мне по-прежнему нравится, оставляю её. Бывает, проходит время, я что-то снова меняю. Бывает, вообще просто выбрасываю и забываю. Пишу другую, используя ту же идею с нуля. Кстати, советую нашим читателям непременно прочесть статью Владимира Маяковского «Как делать стихи». В ней – подробнейший срез всех процессов, которые проходили у него в голове, когда он творил. Статья не большая, читается за пару часов. Очень рекомендую. Много схожего с моим подходом к написанию.

22 февраля «Порнофильмы» сыграли акустический сет. Что подтолкнуло группу к акустике?

Мы позиционируем себя как электрическая группа. Акустику играем редко. Это скорее исключения. 22 февраля нас пригласили ребята из группы «Элизиум» разогреть их большой концерт в Известия Холл. Нам был очень интересен подобный опыт. Мы не могли упустить возможность сыграть на такой крупной площадке. Опыт, кстати, для нас очень важный и необходимый. И аудиторию расширить. И посмотреть, как работают профессионалы с 25-летним стажем. И свои ошибки осознать, чтобы работать над их устранением. И впечатлений много новых! Для нас вообще каждое выступление – очень важное событие. Мы, прежде всего, концертная группа.

Из комментариев в вашем сообществе мы узнали, что на осень группа планирует выпуск нового альбома. Прежде, чем выпустить в прошлом году альбом «Молодость и панк-рок», вы записали много мини-альбомов. Вы окончательно поняли, что готовы работать над полноформатными релизами?

Почему окончательно? Все зависит от настроения, от творческих задач, от новых идей. Не исключено, что нам рано или поздно придет идея записать новую серию мини-альбомов, если это будет концептуально необходимо для какой-либо серии новых песен. Или, например, нам взбредет в голову записаться на магнитную ленту живьем. Никогда не знаешь, куда заведет тебя творческий поиск. Мы и новый ЕР, который выйдет в марте, сначала не планировали. Была идея записать сингл перед осенним альбомом. Просто она как-то неожиданно трансформировалась в идею записать не одну, а четыре песни, объединенные некоторой общей идеей. Что мы выпустим осенью? Всё зависит от того, какие идеи нас посетят в ближайшие полгода. Может это будет вообще двойной альбом? Я пока не знаю. Одно могу сказать точно, новые песни есть, и продолжают писаться. Их даже больше, чем может вместить один альбом, поэтому будем выбирать только самые-самые.

Порнофильмы: «Мы не планировали записать EP»


Беседовала: Юля Домрачева





   

Ресурсы Сайта